Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сейчас 33 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Год семьи

 

Добро пожаловать на официальный сайт  МБОУ СШ № 3

имени А. И.Томилина

На нашем сайте вы познакомитесь с информацией о деятельности школы, жизни наших учеников и педагогов, основных направлениях работы учреждения. Так же вы можете задать интересующие вас вопросы администрации и педагогам школы. Страницы сайта содержат полезную, интересующую Вас информацию.

Желаем Вам приятного знакомства с нами!

С уважением, директор школы Балагуров Алексей Александрович.

 

Код

Вы можете оставить мнение о нашей организации. Чтобы оценить условия осуществления образовательной деятельности наведите камеру Вашего телефона и отсканируйте QR-код.
Перейдя по ссылке, Вы сможете:
 оценить условия осуществления образовательной деятельности:
o открытость и доступность информации об организации
o комфортность условий осуществления образовательной деятельности
o доброжелательность, вежливость работников
o удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности
o доступность образовательной деятельности для инвалидов
 оставить отзыв.

   

916901ef-425c-4e2f-acf9-494aa48b8aba

ЛЕТО

 

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: Примеры исследований на уроках.

Re: Примеры исследований на уроках. 10 года, 4 мес. назад #41

"Исследовательская работа в начальной школе"
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме (см. Список литературы), я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
1. Выбор темы.
2. Постановка цели и задач.
3. Гипотеза исследования.
4. Организация исследования.
5. Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе “Школа 2100.” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками, тема работы была выбрана в рамках курса Кубановедения и звучала как нельзя лучше “Мой город. Мое село”. Стремясь дать наиболее полные сведения о своем селе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения села Кабардинка, улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, мои ученики в течение всего учебного года вели настоящую исследовательскую работу. Результатом стал путеводитель по селу Кабардинка. Этот путеводитель является итогом совместной исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основан на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования. Позже для участия в конкурсе “Малый уголок великой России” потребовалось расширить путеводитель и включить в него музейные материалы, рекламные проспекты здравниц, сделать дополнительные фотографии, оформить в соответствии с положением конкурса. Так как младшим школьникам такая работа была не под силу, то осуществление проекта было предложено двум ученикам 9-го класса, одновременно вторым руководителем работы стала моя коллега Анпилогова С. Б. Исследовательская работа “Путеводитель по селу Кабардинка” заняла 1-е место на краевом конкурсе “Моя малая Родина”.
Во втором классе темой нашей работы стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира и кубановедения, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии в лес, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение года.
1.Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.
2.Сделать рисунок или фотографию.
3.Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей). Принести пробу почвы с этого участка.
4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.
5. “Экологическая листовка”. Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами.
Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках кубановедения, окружающего мира, классных часах. На уроке окружающего мира мы проводили исследование почвы, встречающейся на территории нашего села. С принесенными пробами почвы был проведен опыт по определению количества содержания перегноя, и установлено соответствие между этим явлением и количеством растений на обследуемых участках. (см. “Портфолио 2007/2008: “Аптека под ногами”.) Обобщив наблюдения, разработали правила сбора лекарственных растений, установили, что является лекарственным сырьем, подвели итоги исследовательской работы. Вся собранная информация была обработана на компьютере, так появился “Экологический исследовательский проект “Аптека под ногами” (см. “Портфолио 2007/2008”)
Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках. Приведу пример. На уроке русского языка по программе “Школа 2100.” есть сочинение “Что я люблю”, а на уроке литературного чтения – сочинение-автобиография. Я объединила их в один проект – исследование ребенком самого себя. Результатом стали проекты: “Знакомьтесь, это - Я”, “Сам о себе”, “Я о себе” и т.д. Перед работой мы наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.), методы (опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений, пристрастий). Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, стали дружнее, появились новые интересы. На уроке литературного чтения был создан проект “Мой любимый журнал”. Каждый ученик выбрал для себя и принес на урок детский познавательный журнал из периодической печати и проводил исследование по плану.
1. Год создания. Авторы – создатели журнала.
2. Как выглядел журнал в разное время.
3. Сколько лет издается, как часто выходит.
4. Сколько страниц.
5. Главный редактор, художник.
6. Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки.
7. Какие разделы включает. Дать характеристику.
8. Есть ли постоянные авторы. Что ты о них знаешь.
9. Как сотрудники журнала ведут работу с читателем.
10. Любимая рубрика.
11. Как ты узнал об этом журнале.
12. Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала. Создай свою страничку.
Еще один из видов уроков-исследований – урок экскурсия. Здесь широкие возможности для наблюдений и исследований по кубановедению и окружающему миру (см. “Приложение”) .
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Наш экологический проект “Зеленая аптека на службе человека” занял 3 место на городской научно-практической конференции “Шаг в будущее” и стал лауреатом на краевом конкурсе Малой академии наук учащихся Кубани “Эврика”. Сейчас трое моих учеников работают над собственными проектами, готовя их к участию в фестивале научных и творческих работ учащихся “Портфолио” и к научной конференции “Шаг в будущее”. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Список литературы.
1. Журнал “Административная работа в школе” 2006-2007г.
2. Методические рекомендации по программе “Я познаю мир”.
3. Сборник программ по образовательной системе “Школа 2100”.

Re: Примеры исследований на уроках. 10 года, 4 мес. назад #42

Исследовательская работа с учениками начальной школы
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используем методы анкетирования и тестирования. Учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так и в практическом плане.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:
• соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
• добровольность выбора темы учащимся;
• максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
• компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
• уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
• осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования
1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).
3. Массовые формы.
Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.

Исследовательские работы, выполняемые учащимися:
- воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения,
- учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.

Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогов.

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности
Этап 1
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;
– анализ полученных результатов;
– формирование коррекционных групп;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
– мониторинг.
Этап 2
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3
Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Этап 4
Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Этап 5
Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.

Re: Примеры исследований на уроках. 10 года, 4 мес. назад #43

Исследовательский проект «Образовательный блог» -
«Сделал сам, помоги другому»

Актуальность
В нашей стране все изменилось. То, что было нужно в школе еще вчера, сегодня называется «прошлый век». Если раньше надо было просто выучить правило и его применить, то сейчас такая модель ученика не котируется. Мы, учителя должны не только дать знания, но и научить мыслить, искать пути решения той или иной задачи, причем искать самостоятельно, воспитать человека, который может быстро лавировать в огромном потоке постоянно меняющейся информации. «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Как же этого добиться? Ведь пока не попробуешь сам, то не поймешь принцип работы, поэтому так важно дать возможность маленькому человеку самому потрогать, самому сделать ошибку и найти выход из нее, исследовать полученный результат, сравнить с реальной жизнью. Учителям информационных технологий, наверно, труднее чем другим. Сейчас в информационно-коммуникативном мире так быстро все меняется, что только и успеваешь следить и учить новое. И на уроках информатики надо изучать те продукты, которые им пригодятся в жизни, с помощью которых можно было бы облегчить свой труд, сэкономить свое время и т.п. Не хватает часов, чтобы все постичь. Да и учителям сейчас предъявляются совсем другие требования – они должны не просто дать знания, но и самим уметь пользоваться различными технологиями и в своей работе и дома. Создавая этот проект, я в первую очередь думала о необходимости, об актуальности его. Проект можно использовать в любом возрасте, но мы его апробируем на учащихся 7-9 классах. Так как темы «Образовательный блог» нет в программе информатики, то мы его вынесли за рамки предмета, во внеурочную деятельность.
Цель проекта

• Развитие активности и самостоятельности в приобретении новых знаний;
• Развитие логического мышления за счет исследовательской работы;
• Формирование информационной культуры;
• Развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи проекта
• Обеспечить переход от пассивно – воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем;
• Пробудить интерес к предмету, путем использования эксперимента в обучении;
• Научить применять полученные знания в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы.

Гипотеза

Если научить человека (в нашем случае союз педагог-ученик) современно представлять информацию о себе, искать ответы на поставленные вопросы, выражать свои мысли и самого себя, доказывать свою точку зрения, выбирать, то отношения в таком союзе приобретут новый ритм, сотрется грань боязни, ученик сможет раскрыться, показать способности и таланты, а учитель получит возможность проконсультироваться, выступить в дискуссиях, организовать дистанционное обучение, найти единомышленников.


Этапы проекта

1 этап – Ознакомительно-организационный (знакомство учащихся с темой проекта, рассказ о значимости проекта, постановка цели и задач, определение алгоритма действий, выяснение трудностей проекта)

2 этап – практический с обменом информации со своими одноклассниками (работа в малых группах и совместно над созданием блога)

3 этап – практический с обменом информации со учителями (работа в малых группах над созданием блога)

4 этап – контрольно-коррекционный (наблюдение за работой блога учителя).

5 этап – аналитический (обработка результатов проекта, анализ и обобщение результатов исследования).


Описание проекта

Мною были пройдены курсы Web 2.0, одним из пунктов которого было создание и ведение блога. Я решилась применить полученные знания в своей школе, т.к кроме как у меня и еще пары учителей блогов не было. Для начала я организовала группу ребят из 7-9 классов, которые могли бы во внеурочное время искать, учиться, находить, применять все знания.
На первом этапе перед учащимися была поставлена цель и задачи проекта. Каждая подгруппа (2 человека) получила задание для самостоятельного поиска информации.
Вопросы:
1 подгруппа – Создать аккаунт Google, зарегистрировать блог, настройка блога.
2 подгруппа – Работа с дизайном блога.
3 подгруппа – Гаджеты в блоге
4 группа – Работа с сообщениями, страницами, комментариями, вставка картинок, видео, ссылок.
5 группа – Как сделать блог успешным.

На втором этапе ребята в подгруппах должны не только найти ответ на вопрос и изучить его под руководством учителя, т.е меня, но потом доступно рассказать остальным в группе и, конечно, проделать это в практической части. Т.е. каждый создавал свой блог.

На третьем этапе каждому участнику группы прикреплялся учитель, который бы хотел создать свой блог. И ученик выступал в роли куратора.

На четвертом этапе, когда учитель создал свой блог, ученик наблюдал за работой, подсказывал, если возникали трудности, исследовал активность работы блога.

На пятом этапе группа проекта рассказывала о достигнутых результатах, о препятствиях, с которыми они столкнулись, выслушивались мнения, предложения, приглашались учителя – авторы блогов.

Спустя некоторое время группа проекта выступала на научно-исследовательской конференции, где делилась результатами своих трудов, учителя, в свою очередь поделились своими впечатлениями и работой.

Вывод
Не каждый учитель обладает свободным временем для прохождения обучения по созданию блогов. Благодаря такому проекту он может не отходя от своего рабочего времени сделать это. В процессе работы союза учитель-ученик решались различные вопросы, ученик сам попробовал быть учителем. Зачем же учителю блог? Это один из удобных способов размещения, поиска и оперативного обмена информацией, общение с единомышленниками, а совместный поиск ответа на различные вопросы позволяют более эффективно решать возникающие проблемы. Учитель может себя презентовать, рассказать о себе, свидетельствуя о высокой степени информационной компетентности учителя. Создание блога позволяет освоить новые информационные и технические возможности, искать и находить нестандартные решения стандартных вопросов и проблем.

Литература
Изменено: 10 года, 4 мес. назад от Чердынцева Евгения Геннадьевна.

Re: Примеры исследований на уроках. 10 года, 4 мес. назад #44

Исследовательская деятельность на уроках информатики в 5-6 классах

Ряд проведенных в последние годы международных исследований выявил значительные недостатки в умениях российских школьников применять полученные в школе знания и умения в контексте жизненных ситуаций [6]. Действительно, жизнь совсем не похожа на те задачи, которые ученики решают в школе; каждая возникающая жизненная проблема, по меньшей мере, обладает новизной. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач — формирование навыков исследовательской деятельности, включая проведение реальных и виртуальных экспериментов.
Исследование — один из видов познавательной деятельности человека, установление, обнаружение, понимание действительности, получение нового знания. С исследованием сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.
В отличие от научного исследования, главной целью которого является получение объективно новых знаний, учащиеся в ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания (новые и личностно значимые для конкретного учащегося). При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Цель исследовательской деятельности в образовании состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
Принято выделять следующие способы и приемы исследовательской деятельности:
• умение видеть проблемы;
• умение вырабатывать гипотезы;
• умение наблюдать;
• умение проводить эксперименты;
• умение давать определения понятиям и т.д.
Каноническим примером организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках информатики является работа с «черными ящиками». Но исследовательского типа задания можно успешно выполнять с младшими школьниками при освоении графического редактора.
Пример 1. Подковы
1. Запустите графический редактор Paint.
2. Откройте файл Подкова.bmp.
3. С помощью инструмента Линия каждую фигуру разделите двумя прямыми на указанное число частей (3, 4, 5, 6).

4. С помощью инструмента Заливка заполните каждую часть фигуры разным цветом.
5. Сохраните результат работы в личной папке под именем Подкова1.
Комментарий к примеру. Это задание предлагается учащимся на этапе освоения
инструментов графического редактора. Важно, что при его выполнении ребята не просто проводят прямые линии, но думают, где их следует провести, исследуют взаимное расположение прямых, экспериментируют. Ниже представлен образец выполнения задания. 1 Международное исследование образовательных достижений ПИЗА (PISA, Programme for International
Student Assessment), 2000 г., 2003 г.
Пример 2. Одним росчерком пера
1. Запустите графический редактор Paint.
2. Откройте файл Головоломка.bmp.
3. С помощью инструмента Многоугольник при нажатой клавише {Shift}попытайтесь
соединить все точки одним росчерком пера (одной ломаной линией и не проводя
ни один отрезок дважды) так, как это показано на рисунке:

4. При необходимости используйте команду [Правка-Отменить].
5. Сохраните результат работы под тем же именем, но в собственной папке.
6. Завершите работу с графическим редактором.
Комментарий к примеру. После выполнения этого задания целесообразно обсудить с ребятами вопрос о начальной точке: существует всего две точки (левая нижняя и правая верхняя), выбор которых в качестве начальных обеспечивает возможность выполнения задания. Хорошо, если ученики самостоятельно смогут установить, чем эти точки отличаются всех прочих.
В качестве дополнительного задания предложите ученикам аналогичным образом попытаться построить следующую фигуру:

Обсудите с учениками причину неизбежной неудачи.
Пример 3. Флаги
1. Запустите графический редактор Paint.
2. Откройте файл Флаги.bmp
3. Каждый из трех горизонтальных прямоугольников заполните цветом, красная, зеленая и синяя составляющие которого имеют указанные числовые значения (Палитра – Изменить палитру – Определить цвет).

4. Подумайте, сколько разных трехцветных флагов можно составить, используя данные цвета. Размножьте заготовку флага и изобразите все придуманные вами варианты.
5. Сохраните результат работы под тем же именем, но в собственной папке.
6. Завершите работу с графическим редактором.
Комментарий к примеру. Хорошо, если в результате непродолжительного экспериментирования ученики поймут, что это задание тесно связано с двумя предыдущими, хотя и имеет существенное отличие – все полосы должны иметь разные цвета. Последнее обстоятельство уменьшает на 1 число возможных вариантов окраски для каждой следующей полосы (3 × 2 × 1).
Пример 4. Оптическая иллюзия
1. Запустите графический редактор Paint.
Вам не кажется, что кирпичи в этой стене немного расплющены?

На самом деле все они прямоугольные, но создается впечатление, что они слегка клиновидные. Попытайтесь выполнить соответствующий рисунок в графическом редакторе и выясните, при каких условиях возникает эта интересная иллюзия.
Комментарий к примеру.
Основной элемент рисунка — прямоугольник с контуром и заполнением. Иллюзия искривления возникает только тогда, когда контуры прямоугольников, образующие линии между кирпичами, светлее темных кирпичей и темнее светлых кирпичей.
Эти и многие другие примеры использованы при организации компьютерного практикума на страницах учебников [1], [2] и подробно описаны в методических рекомендациях для учителя [3]
Литература
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. — М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004.
2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. — М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2004.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. — М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2007.
4. Лэнгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1987.
5. Мельников О.И. Незнайка в стране графов: пособие для учащихся. — Мн.: Бел. Навука, 2000.
6. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА-2003: Краткий отчет. — М.: ИСМО РАО, НФПК, 2004.
Изменено: 10 года, 4 мес. назад от Чердынцева Евгения Геннадьевна.
  • Страница:
  • 1
  • 2
Время создания страницы: 1.03 секунд