Тема: Фонетика и состав слова
Цель: создать условия для формирования четких представлений о фонетике и составе слова, содействовать формированию орфографических навыков, умений пользоваться алгоритмом, четко определять свои действия.
Задачи: выявить трудности, возникающие при самостоятельной работе по данной теме, закрепить знания, умения и навыки.
Ход урока.
1.Организационный этап. Психологический настрой детей на работу.
2. Подготовка уч-ся к работе на основном этапе. Активизация знаний и способов действий.
а) Загадка о подснежнике
Под ногой в лесу трещит,
И хрустит валежник.
Ищем мы цветок весны,
Голубой …(подснежник)
- Как называют цветы, которые первыми появляются весной?
Вам поможет ответить на вопрос схема:
Первоцветы
Учитель: Дети подготовили домашнее задание по теме «первоцветы».
Послушаем их.
б) «Дежурные» у доски объясняют домашнее задание.
1-ый ученик
прил. сущ. пр. сущ. пр. сущ. гл. прил. сущ.
Ранней весной в лесу на проталине появился первый цветок.
_ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . _________ ________
2-ой ученик
Ранней весной в лесу на проталине появился первый цветок.
Появился чем? весной (Т.п., 1 скл.)
Появился на чём? на проталине (П.п., 1 скл.)
Появился в чём? в лесу (П.п., 2 скл.)
3-ий ученик
Первоцвет – яркий цвет,
Он вам всем шлёт привет.
Бархатистые листочки,
Как барашки завиточки.
Его век в народе чтут,
Добрым лекарем зовут.
Это цвет – без лишних слов –
Цвет двенадцати Богов,
Праздник взрослым, детворе –
Золотиночка в траве!
Прилагательные: яркий (кач. прил.), бархатистые(кач.прил.), добрым (кач. прил.), лишних (относит. прил.).
Орфографическая разминка.
1. Поставь в начальную форму
Учитель Дети
О подснежнике что? Подснежник
Прекрасными какой? Прекрасный
сберегает - сбережёт что делает? сберегает - что делать? сберегать
Что сделает? сбережёт – что сделать? Сберечь
2. Верни с запятой.
Ты защищаешь первоцветы, целый лес спасешь при этом.
Учитель: Объясните, постановку запятой.
Дети: Однородные члены предложения защищаешь, спасёшь, отделяются запятой.
3. Определи орфограмму.
цвЕток – опасное место Безударная гласная в корне. Может быть под
после В ударением цвет – да, пишу гласную Е.
вылеЗ – опасное место Парный согласный в конце слова,
в конце слова проверяю – вылезать, пишу З.
весеннЮЮ – опасное место Безударное окончание прилагательных
в конце слова. Играю в игру «Эхо», задаю вопрос
какУЮ? УЮ,ЮЮ, окончание ЮЮ.
Учитель: Если б в поле расцвели, только белые цветы,
Любоваться бы устали, ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцвели только жёлтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар Земной.
/Б.Александров./ «Разноцветный шар Земной»
Прочтите слова: подснежник, фиалка, баранчики.
Учитель: Назовите «лишнее» слово.
Дети: Лишнее слово подснежник, оно произносится не так, как пишется.
Учитель: Подберите транскрипцию к этому слову.
[падсн,ежн,ик], [патсн,ежн,ик], [патсн,эжн,ик]
Учитель: При помощи чего записано слово подснежник?
Дети: Слово записано при помощи букв.
Учитель: А в транскрипции?
Дети: При помощи звуков.
Учитель: Как называется наука о звуках?
Дети: Фонетика.
Учитель: От какого слова образовано слово подснежник?
Дети: Слово подснежник образовано от слова снег.
Учитель: Назовите корень. Что означают неотмеченные части слова?
Дети: Приставка и суффикс.
Учитель: Что мы сделали со словом.
Дети: Разобрали его по составу.
Учитель: Как вы считаете, какова тема нашего урока?
Сообщение темы урока.
«Фонетика и состав слова».
Чему мы будем учиться?
3. Применение знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне их применения в изменённой ситуации.
Работа с текстом.
Учитель: Прочитайте текст.
Природа - наш дом. [Цв’иты] – [украшэн’иj’э] этого дома. Давайте относиться к ним [б’эр’ижна], с любовью. Не срывайте цветы на лугах и [пал’анах], там они у себя дома. В них нуждаются бабочки, [пч’олы], [шм’или] и [стр’икозы].
- Спишите текст, заменяя звуковую запись буквенной.
Учитель: Ходите только по тропинкам, чтобы не мять ногами травы и цветы. Выращивайте цветы в саду и огороде. Из них можно составлять букеты.
• Взаимопроверка выполненной работы. Дети обмениваются тетрадями.
Выставляют в оценочную таблицу отметку.
Разминка
Учитель: Выделите корень слова цветы.
Дети: выполняют упражнения под речёвку. Называют корень.
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
Учитель: Найдите окончание в слове полянах.
Дети:
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Учитель: Обозначьте приставку в слове украшение.
Дети:
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Учитель: Алгоритм разбора слов по составу рассыпался. Помогите собрать его.
Работа у доски.
1. Найди окончание
2. Обозначь приставку
3. Определи значение слова
4. Выдели корень
5. Отметь суффикс
4.Контроль и самопроверка знаний и способов действий.
Самостоятельная исследовательская деятельность. Работа в группах.
Учитель: У Поисковичка возникла проблема. Будет ли одинаковый состав у слов с одинаковым написанием?
Помоги Поисковичку
Проведи исследование.
Разбери выделенные слова по составу.
а) слепит (глаза)
б) слепит (игрушку)
__________________________________
1. Определи значение слова.
2. Выдели в словах окончание.
Измени форму слова, изменяемая часть – окончание.
Выдели основу слова.
3. Прочти однокоренные слова:
а) слепой, подслеповатый, слепнуть
б) лепить, лепка, залепить
4. Выдели в данных словах корень
5. Выдели, если есть приставку.
6. Сделай вывод
Чтобы верно разобрать слово по составу, нужно определить___________
слова, обозначить корень, подобрав ____________________ слова.
7. Придумай и запиши предложения с данными словами.
2 группа
Помоги Поисковичку
Проведи исследование.
Разбери выделенные слова по составу.
а) слепит (глаза)
б) слепит (игрушку)
___________________________________
1.Определи значение слова.
2.Выдели в словах окончание.
Выдели основу слова.
3.Выпиши однокоренные слова из словаря:
а) ___________________________________________________
б) ___________________________________________________
4.Выдели в данных словах корень
5.Выдели, если есть приставку.
6.Сделай вывод
Чтобы верно разобрать слово по составу, нужно определить___________
слова, обозначить корень, подобрав ____________________ слова.
7. Придумай и запиши предложения с данными словами.
6. Обобщение и систематизация знаний и способов действий. Формирование целостной системы знаний и способов действий
Игра «Ученик – учитель».
Учитель: ученик
1. Звуковая запись слова всегда соответствует буквенной. Нет
2. Звуки [л], [р][н],[й,] не имеют парных звуков. Да
3. Буква я обозначает звук я Нет
4. В слове обязательно должен быть корень. Да
5. В основу слова входит окончание Нет
6. Приставка и суффикс служат для образования новых слов Да
Дети в карточке подчёркивают правильные утверждения ДА или НЕТ
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Д./з. печатная тетрадь, с.38 упр.6, с. 37 упр.4 по выбору
Выбери цветок по настроению.
Учитель: Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!