Технология разработки учебного исследования
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Проблема - это несоответствие между реальным и желаемым состоянием.
Виды проблем (по В.В. Краевскому):
субъективные – это пробелы в образованности исследователя.
объективные – проблема для всех.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема.
Типы тем учебных исследований (по А.И. Савенкову)
- Фантастические
- Экспериментальные
- Теоретические
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обосновать актуальность учебного исследования можно с точки зрения её: научной, социальной и личностной значимости.
Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:
решения на их основе той или иной практической задачи;
проведение дальнейших научных исследований;
использование полученных данных в процессе различных видов деятельности.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос: что рассматривается?
Устанавливая предмет, определяется как будет рассматриваться объект именно в данном исследовании.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для того, кто не знает куда плывет, никакой ветер не будет попутным (Сенека Лций Аней)
Цель исследования – это сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе учебного исследования: теоретический и практический.
Формулируя задачи, исследователь ставит ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза – это форма познания окружающего нас мира и способов его преобразования.
Требования к гипотезе:
- она должна содержать предположение;
- она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик;
- она должна быть логически непротиворечивой;
- она должна быть реально опровергаемой или доказуемой
7. ОТБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод – это способ или прием познания окружающего мира.
Специальные методы – определяются характером исследуемого объекта и требуют от исследователя уже значительной подготовленности.
Общие методы – используются в любой сфере познания и включают: теоретические, эмпирические и математические
8. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
План исследования – это подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.
Вопросы планирования
- что необходимо сделать, с кем и к какому сроку;
- какие источники информации необходимо изучить;
- какие способы сбора и анализа информации можно использовать;
- в какой форме и каким способом можно представить результаты работы;
- каковы процедура и критерии оценки результатов и процесса исследовательской деятельности;
- как распределить обязанности между членами команды (если исследование выполняется группой).