Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сейчас 53 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

 

 

Год семьи

Уважаемые посетители, по всем возникающим вопросам (предложения, пожелания, жалобы) Вы можете обратиться по телефону 4 - 43 - 56

 

Добро пожаловать на официальный сайт  МБОУ СШ № 3

имени А. И.Томилина

На нашем сайте вы познакомитесь с информацией о деятельности школы, жизни наших учеников и педагогов, основных направлениях работы учреждения. Так же вы можете задать интересующие вас вопросы администрации и педагогам школы. Страницы сайта содержат полезную, интересующую Вас информацию.

Желаем Вам приятного знакомства с нами!

С уважением, директор школы Балагуров Алексей Александрович.

 

Код

Вы можете оставить мнение о нашей организации. Чтобы оценить условия осуществления образовательной деятельности наведите камеру Вашего телефона и отсканируйте QR-код.
Перейдя по ссылке, Вы сможете:
 оценить условия осуществления образовательной деятельности:
o открытость и доступность информации об организации
o комфортность условий осуществления образовательной деятельности
o доброжелательность, вежливость работников
o удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности
o доступность образовательной деятельности для инвалидов
 оставить отзыв.

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Приемы работы с текстом по ТРКМ

Приемы работы с текстом по ТРКМ 10 года, 8 мес. назад #6

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПО ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП

Мы много времени и энергии тратим на уроках на поиски поэтических фигур и тропов, не заботясь о том, получают ли дети удовольствие от чтения.

Нам нужны такие методы обучения, которые подходят и для работы с группой, и с отдельным учеником, и побуждают к интерпретации текста, и дают возможность обогащаться, общаясь друг с другом.

Учащимся надо предоставить возможность испытать особые чувства рождения собственного, глубоко личного восприятия текста, ощутить, как это восприятие развивается, сравнить его с мнением одноклассников и авторов.

На таких уроках интерпретация становится коллективным процессом.

Главная часть работы на уроке – направленное чтение. Разбив текст на части, учитель предлагает детям предугадать, спрогнозировать дальнейший ход мыслей автора, события, ответить на вопросы, найти ключевые слова, составить кластеры, собрать текст из разбросанных предложений, дописать финал, поделиться своими ощущениями и переживаниями, прожить отрезок жизни за героя и другие виды работ. Важно, чтобы они были интересными и разнообразными, будили желание продолжать чтение, искать подсказки в тексте.

Самое ценное на таких уроках – желание закончить работу собственным творчеством по теме. Это может быть сочинённый синквейн, диаманта, акростих, нарисованный символ, эмблема или сочинение-рассуждение.

Далее предлагаю разработки уроков по технологии РКМЧП.


КЛАСТЕРЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Чем больше работаешь в школе, тем ответственнее относишься к сорока пяти минутам урока. Так много нужно в них вместить: проверку домашнего задания, объяснение нового материала, творческую работу, знакомство с новыми словами, орфоэпическую разминку, контрольный срез и воспитательные моменты. Чтобы урок не был скучным, надо оживать лица детей, зажечь светлячки в глазах, «поднять душу до великих дел» (Дидро), заставить учащихся размышлять, сопоставлять, обобщать.

Стратегия «кластер» во многом способствует этому.

Я наблюдаю, как ученики, применяя кластеры на уроках словесности, начинают привлекать данные из совершенно других областей знаний, личный опыт.

Познакомившись с текстом, учащиеся определяют его тему, идею, составляют цепь ассоциаций, гроздь совпадений.

Я обнаружила, что кластер предлагает неограниченные возможности для работы с учениками и с информацией. Когда дети предлагают внести что-то в кластер, они должны сформулировать мысль достаточно складно, чётко, нестандартно, ясно, используя одно слово, лучше существительное.

По моему мнению, ценность кластера, в умении систематизировать материал по заданной теме.

Коллективно составляя кластер, дети обмениваются информацией, обогащая свои представлении по этой теме.

Кластер, на мой взгляд, – это первый шаг к созданию плана сочинения по заданному тексту. Он помогает упорядочить мысли и выстроить их в логической последовательности. Это прекрасная подсказка, с чего надо начать и чем закончить сочинение.

Так, работая над текстом Ф. Искандера (текст №7 пособия Е.Г.Э 2002г. Стр. 73), учащие создали кластер***.


Эта работа помогла упорядочить мысли и написать разные, непохожие друг на друга вступления к сочинению-размышлению.

( Испокон века дом считался пристанищем, хранящим от напастей. Он был и остаётся своего рада крепостью для человека. Я принимаю это утверждение. Оно не устарело. Вот почему я с такой радостью вхожу в дедушкин дом.

С. Базаров

Скрип знакомой калитки, запах дыма из печной трубы, берёза под самым окном – это первое, что я представляю, когда собираюсь в гости к бабушке и дедушке. Неописуемая радость и тепло переполняет меня. Даже не могу представить, что всего этого можно лишиться и когда-то потерять.)

С. Карчевский

Составляя кластеры, дети становятся внимательнее, учатся сравнивать, сопоставлять, вспоминать, глубоко размышлять.




СЛОВАРНЫЕ КАРТЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ЛЕКСИКИ

Знание слов имеет решающее значение для понимания прочитанного. Для успешного усвоения новых слов нужно, чтобы обучаемые являлись активными, заинтересованными участниками процесса, нужна тщательная работа над каждым новым словом и нужно, чтобы эта работа велась постоянно, непрерывно расширялась и носила самостоятельный характер. Для разъяснения значения новых слов используют чаще всего восемь приемов:



• синонимы;

• краткие описания;

• примеры;

• «не-примеры»;

• перефразирование;

• повторение;

• ассоциации;

• особые словоупотребления.



Составление карты



Работа начинается с того, что ученик
вписывает слово и номер страницы в центральный овал. Контекст (предложение или часть предложения, в котором фигурирует слово) вписывается в большой овал, расположенный прямо под ним. Уже опираясь на смысловые элементы исходного предложения, многие ученики начинают догадываться о значении слова. Словари подключаются только после установления контекста, причем выписывается не вся словарная статья, а только дефиниция, соответствующая данному контексту. Эта дефиниция вносится в большой овал в верхней части карты, а в два маленьких овала в правой ее части вписываются один синоним и один антоним (также почерпнутые в словарях).

Подобрать антоним часто помогает умение работать с приставками.

Благодаря коллективному обсуждению, школьники учатся формулировать противоположное значение и подходить и понятию с другой стороны.

Когда ученики выписывают в левый верхний овал другую форму изучаемого слова, на первый план выступают вопросы морфологии и структурного анализа. Этот вид работы не только заставляет ученика обращаться к предыдущим знаниям, но и добавляет к ним что-то новое: теперь, когда ему встретится другое слово с тем же корнем, суффиксом или приставкой, он сможет по знакомым элементам уяснить хотя бы часть его значения.

Знание слов имеет решающее значение, для понимания прочитанного. Усвоению нового слова и лучшему осознанию его значения помогает нижний малый овал в левой части карты, обозначенный как «особое словоупотребление, ассоциация или пример». Здесь помещаете словосочетание или фразеологическая единица, категория, к которой относится изучаемое слово, примечание, пример или связанная с этим словом ассоциация. Для учеников это еще одна возможность думать и сопоставлять, опираясь на личный опыт и предыдущие знания.

На последнем этапе ученики самостоятельно составляют предложения, в которых употреблено изучаемое слово. Это собственное предложение вписывается в нижний большой овал.
****
Работа со словарными картами на занятиях
После прочтения вслух ученики называют самое трудное слово в тексте и составляют по нему словарную карту, уясняя его значение, смысл, употребляя в предложении.

Работа с картами вызывает явный интерес у учеников, обогащает их словарный запас, развивает языковую догадку.
****Образцы словарных карт

Эти словарные карты, составленные учениками седьмых классов, помогли уяснить значение непонятных слов при чтении рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».

ИТОГИ, ВЫВОДЫ,ОТЗЫВЫ

Технология акмеологического чтения дает большие возможности для самостоятельности и творчества учащихся.Все начинается с внимательного отношения к названию и эпиграфу, так как это «входные двери» в текст. Разные виды работы: составление кластеров, прогнозирование текста, сборка абзаца из предложений, ответы в авторском кресле- оживляют работу. Каждый поставлен перед необходимостью записать свои мысли, придумать завершение истории, став соавтором писателя. Такие задания выполняются без перегрузки, с интересом. Пишущие дети всегда активны. Практически всегда эти уроки завершаются творческой мастерской, где ученики рисуют, пишут эссе, рассуждения о мести, о мудрости, о книге, о счастливом детстве, о маме, сочиняют синквейны, диаманты, акростихи и т.д. В таком творчестве раскрывается талант каждого ребёнка, и я чувствую, что мой труд не пропал даром.

Дети ждут таких уроков, предлагают темы, на которые им хотелось бы поразмышлять, послушать мнение одноклассников.

Автор: Рехтина Нина Павловна,
учитель русского языка и литературы
г. Белокуриха

Источник: rudocs.exdat.com/docs/index-277259.html
Изменено: 10 года, 7 мес. назад от Балышева Екатерина Семеновна. Причина: ошибка
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.31 секунд